Ротавирусная инфекция (РВИ) традиционно считается «детской» болезнью, и в какой-то мере это оправдано: уже более 30 лет она признается наиболее распространенной причиной инфекционного гастроэнтерита у детей грудного и раннего возраста1. Получается, что взрослые не болеют? Болеют, и еще как. Поговорим об особенностях течения, иммунного ответа и терапии РВИ у взрослых пациентов.
Новый взгляд на ротавирусную инфекцию
Внимание на клиническую картину!
У взрослых РВИ может иметь широкий спектр проявлений различной степени тяжести, поэтому краткое описание типичной клинической картины дать затруднительно. Определенную информацию предоставили результаты наблюдательного исследования, в котором приняли участие молодые взрослые пациенты, которые были добровольно заражены ротавирусом2. Результаты показали, что:
- инкубационный период чаще составлял от 2-х до 6 дней после заражения
- длительность заболевания колебалась от 1 до 4 дней
- около 2/3 пациентов имели реакцию антител, причем более чем у половины был выделен ротавирус
- симптомы встречались в 22% случаев инфицирования (то есть каждый пятый пациент был симптоматичным)
- чаще всего развивались диарея, лихорадка, головная боль, недомогание, тошнота и боль в животе
- у одного из участников в течение дня было зафиксировано 11 эпизодов дефекации
- частицы ротавируса обнаруживались в фекалиях со дня манифестации заболевания, и у некоторых пациентов сохранялись более 10 дней.
Схожая картина была описана и в ряде других исследований. Так, в наблюдательном исследовании с участием 98 семей, в которых под наблюдением находились новорожденные, только 17 из 43 взрослых с серологическими признаками РВИ не имели симптомов заболевания3. В другом исследовании с участием 83 студентов колледжей во время вспышки РВИ были получены еще более внушительные результаты — симптомы заболевания наблюдались в подавляющем большинстве случаев4:
- диарея в 93% случаев
- боль или дискомфорт в животе у 90% больных
- потеря аппетита — 83% пациентов
- тошнота в 81% случаев
- утомляемость, рвота, головная боль, озноб, повышение температуры тела или миалгия — более 50% случав.
Эпидемиология РВИ у взрослых
Результаты исследований показывают, что РВИ у взрослых не имеет выраженной сезонности, в отличие от заболевания у детей5,6. Это свидетельствует, что эндемическое заболевание во взрослом возрасте может возникать не только в результате не выявленной передачи возбудителя от ребенка взрослому. Тем не менее, именно при контакте с детьми взрослые подвергаются наиболее высокому риску заражения РВИ.
Передача ротавируса внутри семьи от больных детей родителям считается обычным явлением. Результаты наблюдательного исследования показали, что из 102 взрослых, ухаживающих за детьми с РВИ, заболели 36 человек. И наоборот, только 4 из 86 взрослых, чьи дети не имели документально подтвержденной РВИ, заразились3.
Ротавирус также считается важным фактором развития диареи путешественников у взрослых, особенно среди тех, кто посещает Центральную Америку и страны Карибского бассейна7. В исследовании с участием туристов, вернувшихся с Ямайки, ротавирус был выявлен у 9% пациентов с диареей, что выводит этого возбудителя на второе место среди причин диареи путешественников после энтеротоксигенной Escherichia coli в качестве причины заболевания8.
Особенности иммунного ответа при РВИ у взрослых
По данным Bernstein и соавт., концентрация ротавирусного IgA в кале достигает пика через 14-17 дней после заражения, впоследствии в течение 1 года происходит снижение уровня возбудителя в фекалиях. Однако ротавирус-специфические антитела часто не обнаруживаются в двенадцатиперстной кишке или в фекалиях в первую неделю инфекции, хотя в этот период симптомы заболевания могут разрешиться9. Это дает основание предположить существование иммунного механизма, независимого от гуморального иммунитета.
Отмечено, что инфицированные зрелые эпителиальные клетки ворсинок кишечника постепенно заменяются менее зрелыми энтероцитами, которые могут быть менее восприимчивыми к РВИ. Усиление перистальтики улучшает клиренс вирусных частиц, а неспецифическая активность интерферонов может предотвратить трансляцию10. Концентрация интерферона-альфа коррелирует с сокращением продолжительности диареи среди пациентов с ротавирусной инфекцией11.
Многие врачи считают, что РВИ обеспечивает пожизненный иммунитет, однако многочисленные исследования показывают, что может происходить повторное заражение. Хотя антитела к ротавирусу есть почти у всех взрослых, они все еще могут быть восприимчивы к возбудителю11. При этом ротавирус может ускользать от иммунного ответа хозяина и вызывать повторное заражение за счет нескольких механизмов.
Так, существует множество групп, подгрупп и серотипов ротавируса. Первоначальный ответ антител на инфекцию является серотип-специфичным, с ограниченной выработкой перекрестно-реактивных антител12. Последующие инфекции увеличивают количество антител, которые перекрестно реагируют с несколькими серотипами. Кроме того, некоторые элементы ротавирус-специфического иммунного ответа кратковременны. Секреторный IgA, специфичный для ротавируса, иногда не обнаруживается в кале уже через 1 год после заражения13.
Этиотропная терапия как этап комплексного лечения
С учетом данных, подтверждающих возможность длительной персистенции ротавируса после первичной инфекции (причем как у детей, так и у взрослых), в ходе терапии заболевания особую актуальность приобретают препараты, которые могли бы позволить ускорить элиминацию возбудителя, снизив риски распространения инфекции.
При этом следует учитывать, что антибактериальные препараты при вирусном гастроэнтерите не показаны13. Антибиотики не воздействуют на вирусы, как и другие синтетические антибактериальные средства, в частности, нитрофураны.
В этой связи интерес представляет использование противовирусных препаратов. Так, у детей включение в комплексную терапию кишечной инфекции ротавирусной этиологии противовирусного препарата Арбидол (умифеновир) способствовало не только купированию и сокращению средней продолжительности симптомов интоксикации и обезвоживания, нормализации стула, восстановлению микробиоценоза кишечника, но и ускоренной санации организма от вирусов-возбудителей кишечных инфекций14,15. Однако зарегистрированных препаратов для лечения РВИ у взрослых на данный момент не существует.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Список литературы:
- Grimwood K. et al. Comparison of serum and mucosal antibody responses following severe acute rotavirus gastroenteritis in young children //Journal of clinical microbiology. 1988; 26 (4): 732-738.
- Kapikian A. Z. et al. Oral administration of human rotavirus to volunteers: induction of illness and correlates of resistance //Journal of infectious diseases. 1983; 147 (1): 95-106.
- WM W. Rotavirus infection in adults. Results of a prospective family study //N Engl J Med. 1979; 301: 303-306.
- Foodborne outbreak of Group A rotavirus gastroenteritis among college students: District of Columbia, March-April 2000 //MMWR Morb Mortal Wkly Rep. 2000; 49: 1131-1133.
- Nakajima H. et al. Winter seasonality and rotavirus diarrhoea in adults //The Lancet. 2001; 357 (9272): 1950.
- Anderson E. J., Weber S. G. Rotavirus infection in adults //The Lancet infectious diseases. 2004; 4 (2): 91-99.
- Steffen R. et al. Epidemiology, etiology, and impact of traveler’s diarrhea in Jamaica //Jama. 1999; 281 (9): 811-817.
- Offit P. A. Host factors associated with protection against rotavirus disease: the skies are clearing //Journal of Infectious Diseases. 1996; 174 (Supplement_1): S59-S64.
- De Boissieu D. et al. Rotavirus Induces a‐Interferon Release in Children with Gastroenteritis //Journal of pediatric gastroenterology and nutrition. 1993; 16 (1): 29-32.
- Kapikian A. Z. et al. Oral administration of human rotavirus to volunteers: induction of illness and correlates of resistance //Journal of infectious diseases. 1983; 147 (1): 95-106.
- Jiang B., Gentsch J. R., Glass R. I. The role of serum antibodies in the protection against rotavirus disease: an overview //Clinical infectious diseases. 2002; 34 (10): 1351-1361.
- Coulson B. S. et al. Role of coproantibody in clinical protection of children during reinfection with rotavirus //Journal of clinical microbiology. 1992; 30 (7): 1678-1684.
- Михайлова Е. В. и др. Ротавирусная инфекция у детей: клиническая картина, оценка эффективности противовирусной терапии //Вопросы современной педиатрии, 2012. Т. 11. № 6. С. 98-102.
- Мальцева Ю. В., Кузнецова Т. А. Оптимизация тактики лечения острого вирусного гастроэнтерита у детей в условиях стационара //Российский педиатрический журнал, 2019. Т. 22. № 4. С. 205-211.
- Новокшонов А. А., Соколова Н. В., Бережкова Т. В. Этиопатогенетическая терапия острых кишечных инфекций вирусной и вирусно-бактериальной этиологии и у детей //Детские инфекции, 2009. Т. 8. № 2. С. 53-57.
Материалы, подобранные по интересам
Практические материалы
Часто болеющий ребенок: выбор пробиотиков для коррекции иммунитета
Современные методы профилактики и лечения часто болеющих детей (ЧБД) остаются недостаточно эффективными, а единых подходов к иммунотерапии, которая иногда рассматривается как способ иммунокоррекции пациентов этой группы, в настоящее время нет.
Практические материалы
Ротавирусная инфекция: актуальность этиотропной терапии в детской практике
Ротавирусная инфекция занимает лидирующую позицию как причина гастроэнтеритов.
Научная библиотека
Ротавирусная инфекция: внимание, респираторные формы!
Осень и зима – прежде всего сезон ОРВИ и гриппа. Однако не следует сбрасывать со счетов и респираторные формы ротавируса.
Клинические случаи
Внимание, коморбидная патология: ОРВИ и бронхиальная астма
У пациентов с отягощенным аллергологическим анамнезом респираторные инфекции протекают с рядом особенностей, что делает эту категорию больных уязвимыми перед тяжелыми и продолжительными инфекционными процессами.
Клинические случаи
Ребенок с ОРВИ и аллергостатусом: лечение и профилактика
Патогенез ОРВИ и аллергических заболеваний во многом схож – обе патологии развиваются под влиянием одних и тех же медиаторов воспаления.