Каждый вирус гепатита (A, B, C, D, E и G) — отдельный диагностический квест как для пациента, так и для врача1. С одной стороны, у них много общего: похожие симптомы, одинаковые осложнения (цирроз и гепатоцеллюлярный рак), а для некоторых вирусов — и пути передачи. Однако терапия различается кардинально, а ее успех во многом зависит от скорости и адекватности диагностики. Рассмотрим особенности эпидемиологии и течения инфекции для самых распространенных вирусных гепатитов (А, В и С), что поможет клиницисту лучше проложить диагностический маршрут.
Эпидемиология, этиология и клиника гепатитов А, В и С
Цифры имеют значение
Мировая распространенность вирусных гепатитов удручает. Так, согласно литературным данным, вирусным гепатитом С заражен, в среднем, каждый сотый человека на планете Земля (более 71 миллиона)2, и на сегодняшний день он становится причиной более 290 000 смертей в год3,4. Пути распространения заболевания различаются в зависимости от экономического благополучия населения. В странах с низким уровнем дохода большую роль играют переливание крови и практика нестерильных инъекций. Для государств с высоким благосостоянием распространению инфекции в основном способствует инъекционная наркомания3.
В отношении гепатита В: по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается 296 млн человек с хроническим гепатитом В и ежегодно регистрируется около 1,5 млн новых случаев этого заболевания. Смертность тоже высока: за 2019 год от осложнений умерло более 820 000 пациентов, что составляет 29% смертей, связанных с циррозом5. Но есть и хорошая новость — эти показатели позитивнее тех, которые регистрировались 10 лет назад. Например, в 2006 г. вирусом гепатита В было заражено 2 миллиарда человек, из которых 360 миллионов имели хроническую форму инфекции1.
Но первое место по количеству новых заболевших занимает вирусный гепатит А. Ежегодно в мире регистрируется 100 миллионов случаев заражения инфекцией и 15 000–30 000 смертей от этого заболевания6.
А что в России?
Благодаря широкомасштабной вакцинации, ситуация с гепатитом В в России складывается весьма удачно: на сегодняшний момент регистрируются единичные случаи и в основном среди невакцинированного населения пожилого и старческого возраста или приезжих7.
Что касается вирусного гепатита А, то эпидемиологическая обстановка также меняется в лучшую сторону. Например, за период с 2018 г. по 2020 г. заболеваемость снизилась в 2,9 раза по сравнению с 2016-2017 гг.8.
А вот распространенность гепатита С в нашей стране до сих пор не известна. По состоянию на 2017 год на диспансерном учете стоит 591 830 пациентов. Но реальное число зараженных значительно больше. По предварительным расчетам — около 5 млн. Это связано с многолетним латентным течением инфекции9. К сожалению, наша страна входит в шестерку самых неблагополучных по вирусу гепатита С государств наравне с Китаем, Индией, Пакистаном, Украиной и США3.
Пути передачи и не только
Вирусы гепатитов А, В и С — три совершенно разных возбудителя. Вирус гепатита А относится к пикорнавирусам, гепатита В — гепадновирусам, а гепатита С — к флавивирусам1,2. Это объясняет разные пути их передачи и особенности лабораторной диагностики. Несмотря на давнишнюю историю вирусных гепатитов, сами вирусные частицы и механизмы их передачи были изучены только в 50-х — 80-х годах XX века. А Нобелевскую премию за открытие вируса гепатита С Харви Дж. Альтеру, Чарльзу М. Райсу и Майклу Хоутону вручили так и вовсе недавно — в 2020 году4.
Вирусный гепатит А
Основной путь передачи вируса гепатита А — фекально-оральный через загрязненную воду или продукты питания4. Реже заражение происходит путем прямой передачи.2
В отношении заражения вирусом гепатита А особенно настораживают сырые морепродукты, импортные замороженные и свежие овощи и ягоды (ежевика, клубника, зерна граната и др.), а также продукты быстрого приготовления2,4.
Вирусный гепатит В
Основные пути передачи — парентеральный, половой и перинатальный4. Отсюда возможными факторами заражения могут быть2,7:
- переливание крови;
- внутривенная наркомания;
- пирсинг;
- половой акт с инфицированным человеком;
- трансплантация органов;
- рождение ребенка от инфицированной матери (способ родоразрешения значения не имеет).
Вирусный гепатит С
Основной путь передачи — контакт с инфицированной кровью4. Источники заражения сходны с теми, которые типичны для гепатита В, однако известны случаи заражения гепатитом С при2,3,9:
- эндоскопии;
- выполнении косметологических процедур (инъекционная косметология, маникюр и педикюр);
- гемодиализе;
- нанесении татуировок;
- религиозном шрамировании;
- инъекциях гаммаглобулина.
Все перечисленные механизмы заражения связаны с недостаточно качественной дезинфекцией используемого инструментария и с отсутствием тщательного мониторинга за инфицированием биологического материала2.
Разумеется, медицинских работников интересует вопрос: насколько велика вероятность заражения, если, например, уколоться иглой, загрязненной кровью пациента с гепатитом С? Должны сказать, весьма небольшой — около 1,8%9.
Как различить по клинике?
Надо сказать, что все три вируса гепатита человека имеют очень вариабельную клинику — от бессимптомной до молниеносной с быстрым развитием острой печеночной недостаточности2. Однако для большинства случаев некоторые различия угадываются. На них и остановимся.
Инкубационный период
Известно, что чем длиннее инкубационный период инфекции, тем сложнее понять, что стало причиной заражения. Вирусные гепатиты в этом плане создают много сложностей. Так, длительность инкубационного периода гепатита В составляет от 1 до 6 месяцев (в среднем 80 дней)7, а гепатита С — до 7 месяцев. Самый короткий доклинический период имеет вирусный гепатит А — около 2-4 недель2.
Основная симптоматика
Особенность гепатита С — частое бессимптомное течение. Оно встречается у двух третей пациентов. Типична ситуация, когда заболевание обнаруживается у лиц с уже развившимся циррозом или гепатоцеллюлярной карциномой9. У 40% пациентов отмечаются различные внепеченочные симптомы: слабость, нарушения сна, тошнота, боли в мышцах и суставах, гломерулярные патологии почек, красный плоский лишай, невропатии и др. Однако эти признаки редко расцениваются как проявление вирусного гепатита2.
В свою очередь гепатит В обычно имеет манифестную клинику. Для нее характерно наличие продромального периода: в течение 8-12 дней пациента беспокоят неспецифические жалобы на головную боль, снижение аппетита, тошноту, тяжесть в правом подреберье, горечь во рту, слабость. У трети пациентов наблюдаются боли в крупных суставах, уртикарная сыпь, реже — кожный зуд7. Клиническая картина на этом может ограничиться либо болезнь переходит в желтушную фазу. Она не отличается по симптомам от той, что наблюдается при гепатите А2,7.
Для гепатита А характерна яркая симптоматика с желтухой, потемнением мочи, обесцвечиванием кала и лихорадкой2. В отличие от гепатита В и С, он крайне редко дает какие-то внепеченочные симптомы по типу сыпи или болей в суставах6.
Склонность к хронизации
Самая большая склонность к хронизации у гепатита С. Он переходит в хроническую форму у 55-85% инфицированных лиц9. Спонтанное выздоровление от вируса гепатита С происходит примерно у одной четверти пациентов. Этому способствуют женский пол, детское инфицирование и высокие титры нейтрализующих антител. Также замечено, что бессимптомный вирусный гепатит С хронизирует чаще, чем тот, который имел клинику2.
Хронизация вируса гепатита В неодинакова у пациентов разных возрастов. Наибольший риск — у детей, зараженных в первые 6 месяцев жизни (почти 90%). У взрослых пациентов с острой инфекцией спонтанное излечение происходит в большинстве случаев1.
Вирусный гепатит А никогда не хронизирует6. Однако у ряда пациентов, которые не до конца выздоровели в течение 2 месяцев, может произойти повторное самоинфицирование. Оно не опасно и полностью излечивается у подавляющего большинства1.
Особенности лабораторной диагностики
Так как вирусные гепатиты не имеют четкой патогномоничной клинической картины, в основе их диагностики лежат лабораторные тесты. Часто они становятся отправной точкой для начала терапии у бессимптомных пациентов. Однако определение типа вируса необходимо в первую очередь для подбора лекарственных препаратов. Они будут существенно отличаться: вирусный гепатит А специфического лечения не имеет, в его основе — симптоматическая помощь, терапия вирусного гепатита В включает аналоги нуклеозидов/нуклеотидов и ПЭГ-интерфероны, а гепатита С — интерферон-альфа, рибавирин и противовирусные препараты прямого действия (DAA)2,9. Дополнительно к основной терапии могут применяться комбинированные гепатопротекторы, глицирризиновая кислота в комплексе с эссенциальными фосфолипидами.
Помимо выразительной клиники вирусный гепатит А вызывает не менее заметные изменения в анализе крови — обнаруживаются повышенные трансаминазы (выше 100 ЕД/л), билирубин, щелочная фосфатаза, гамма-глютамилтранспептидаза (ГГТП), а также положительные титры анти-HAV IgM2. Их титр остается высоким в течение примерно 1 месяца, а затем постепенно снижается до нуля в течение полугода у большинства пациентов6.
Диагностика вирусного гепатита С основана на определении в крови антител анти-HCV и количественного теста на РНК вируса (HCV-RNA)10. А вот биохимический анализ крови, очень яркий для гепатита А и В, при инфицировании вирусом гепатита С скорее всего ничего не покажет: только у 25% пациентов уровень АЛТ повышен и чаще не больше двух норм2.
Самая запутанная ситуация складывается вокруг серодиагностики вирусного гепатита В. Дело в том, что вирус экспрессирует в кровь разные антигены с разной интенсивностью в зависимости от фазы своей жизнедеятельности. Поэтому инфекция может быть явной или оккультной, то есть скрытой. При оккультном вирусном гепатите В HBsAg и ДНК HBV в сыворотке крови отсутствуют, но ДНК HBV обнаруживается в печени. При явной инфекции HBsAg и ДНК HBV в крови становятся положительными10.
В биохимическом анализе крови при остром вирусном гепатите В отмечаются высокие аланинаминотрансфераза и аспартатаминотрансфераза (нередко в диапазоне 1000–2000 ЕД/л), билирубин и нередко — щелочная фосфатаза и ГГТП2,7.
Не стоит забывать и о ко-инфекциях. Считается, что от 1 до 15% лиц с вирусным гепатитом С одновременно инфицированы вирусом гепатита В. Поэтому есть смысл проверять пациента на оба вируса10.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Список литературы:
- Odenwald M.A., Paul S. Viral hepatitis: Past, present, and future // World J Gastroenterol. 2022 Apr 14;28(14):1405-1429.
- Castaneda D., Gonzalez A.J., Alomari M., Tandon K., Zervos X.B. From hepatitis A to E: A critical review of viral hepatitis //World J Gastroenterol. 2021 Apr 28;27(16):1691-1715.
- Stroffolini T., Stroffolini G. Prevalence and modes of transmission of hepatitis C virus infection: a historical worldwide review //Viruses. 2024;16(7):1115.
- Pisano M.B., Giadans C.G., Flichman D.M., Ré V.E., Preciado M.V., Valva P. Viral hepatitis update: Progress and perspectives //World J Gastroenterol. 2021 Jul 14;27(26):4018-4044.
- Мельникова Л. И. и др. КЛИНИКО-ВИРУСОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХРОНИЧЕСКОГО ГЕПАТИТА В И ОТВЕТ НА ПРОТИВОВИРУСНУЮ ТЕРАПИЮ //Медицина экстремальных ситуаций, 2023. Т. 25. № 1. С. 59-67.
- Migueres M., Lhomme S., Izopet J. Hepatitis A: epidemiology, high-risk groups, prevention and research on antiviral treatment //Viruses. 2021;13(10):1900.
- Острый вирусный гепатит В. Клинические рекомендации. 2024 г. https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/672_2
- Каира А. Н., Свитич О. А. Особенности эпидемического процесса вирусных гепатитов А и Е в Российской Федерации //Эпидемиология и Вакцинопрофилактика. 2021;20(4): 69–78.
- Вирусный гепатит С. Клинические рекомендации. 2021 год.
- Волынец Г.В., Хавкин А.И. Ко-инфекция вирусами гепатита B и C: современное состояние проблемы. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2024;(1):67-74
Материалы, подобранные по интересам
Клинические исследования
Оценка эффективности препарата Флюковаг
Сегодня одной из наиболее распространенных причин обращения пациенток к гинекологу является вульвовагинальный кандидоз (ВВК).